Сторителлинг или 12 часов в театре

Кто-то пошел в школу, кто-то в институт, а кто-то повел в школу своих детей. Кто-то постил счастливые записи, что рад, что учеба позади. А кто-то взгрустнул и вспомнил радости когнитивных процессов.

Практически каждый хотя бы раз задумывался, как классно было бы знать историю своей страны. Но часто школьные уроки истории (а затем еще и курс истории России в университете) вызывают унылые воспоминания. Бесконечные даты, войны, где неясно, кто и что завоевал, постоянная смена правителей и другие исторические явления. Все это в итоге смешивается в нечто незапоминаемое.

Что делать, если вам стыдно за то, что не знаете, сколько братьев было у Владимира Мономаха или как пришла к власти Елена Глинская? Если думаете, что Рюрик был Романовым, а декабристы для вас известны лишь женами? Спешим успокоить вас, есть альтернативные способы выучить историю нашей страны и полюбить ее всем сердцем.

“Истории об истории”

Невероятно крутой проект запустили этим летом выпускники Мастерской Дмитрия Брусникина. Мастерская Дмитрия Брусникина и Le Cirque De Charles La Tannes (создатели знаменитой хипхоперы “Копы в огне”). Старшие брусникины объединились с младшими и создали невероятно крутой театральный сериал в формате сторителлинг “Истории об истории”.

Brusnikin

Пробные показы прошли этим летом в Трехгорке и DPH театре. Все, кому посчастливилось побывать на этих показах, уже ждут сентябрьской премьеры спектакля в Боярских палатах союза театральных деятелей России.

Теперь подробнее. Сначала про сторителлинг. В Европе сторителлинг давно существует как вид импровизационного театра. Для России это, c одной стороны, относительно новый жанр с модным словечком в названии, а с другой – старинный вид повествования, сказ, байка, жизненная история.

Если совсем просто, то это такой вид театрального повествования. Как стендап.

Иными словами, это театр на расстоянии вытянутой руки. Актер и зрители общаются, и спектакль рождается в процессе коммуникации актера со зрителями, актеры нащупывают, что нравится зрителю, а что не вызывает эмоционального отклика. В центре всего артист, нет костюмов, декораций, музыки, сценографии. Искусство рассказывать истории, когда слушающий как очарованный слушает и не хочет перебивать, кивает головой, ловит каждое слово и жест рассказчика. Только артист, его голос, жесты и талант.

Спектакли из цикла “Истории об истории” – не интерпретация, а поиск языка, поиск возможности живо, нескучно передать сухие факты из книг и учебников, раскрасить их уникальной лексикой конкретного актера. Это очень смешно, живо, ярко и круто! Это другой театр, это русский народный интеллектуальный сериал о наших людях, о нашей истории.

После первого пробного показа “Истории об истории” в Трехгорке, люди выстраивались в очереди, чтобы увидеть новый показ цикла этих историй. В DPH театре на камерных пред премьерных показах не было свободных мест. “Старый” коп Яблонский – Алексей Розин занимательно подготавливает зрителя к каждой истории из цикла “Истории об истории” и о жанре сторителлинга. В Боярских палатах уже в конце сентября состоится показ двух спектаклей по 3 часа. Билеты в продаже!

“Берег утопии”

В Московской театральной жизни есть еще один невероятно сильный и мощный спектакль, который не оставит равнодушным даже тех, кого от одного слова “история” бросает в пот. “Берег утопии” в Российском молодежном академическом театре  вот уже несколько лет собирает полные залы, – это уникальный и самый масштабный проект современного российского театра. Это первая в России постановка трилогии английского драматурга Тома Стоппарда.

BeregUtopii

Три спектакля – Путешествие, Кораблекрушение, Выброшенные на берег – 68 актеров, 70 персонажей, 8 часов сценического  действия и 35 лет жизни героев. Все три спектакля играются в один день, обычно это суббота (начало в 12.00, 15.30 и 19.00). Вы, наверное, сейчас немного испугались? Спешим успокоить, не захотите уходить, а через полгодика даже захотите еще разочек на “Берег Утопии”, главное – запастись бутербродами для 6 антрактов!

“Берег утопии” – это очень пристальный и заинтересованный взгляд на жизнь тех, с кем мы знакомы только по учебникам и хрестоматиям. После просмотра этого спектакля создается ощущение, что ты сам жил там, чувствовал и мыслил в ту эпоху. Это трилогия длиною в жизнь. Ее герои – Бакунин и Белинский, Герцен и Огарев, Станкевич и Грановский, Маркс, Чаадаев, Тургенев – не хрестоматийные персонажи, а живые люди. Не книжные и идеализированные, а живые.

Это время гибели Пушкина и расцвета Гоголя, время революционных исканий и романтических порывов. Время  любви и страданий, споров и поиска смысла жизни. Пока герои заняты судьбами России и мира, на фоне этой жизни возникают романы,  распадаются семьи, вырастают дети, умирают друзья известных нам исторических персонажей.

Можно подумать, что это скучно, целый день в театре. Но сложно передать словами всю мощь такого спектакля.

Кстати, когда театр только появился как жанр, то спектакли длились более 6 часов.

Впервые “Берег утопии” был поставлен в 2002 году Королевским Национальным Театром в Лондоне, в 2006 году – в Линкольн Центре в Нью-Йорке. И только РАМТ решился выпустить все три спектакля одновременно. Если в Лондоне и Нью-Йорке собирают полные залы спектакли о русских людях, разве не захотелось еще вам самими увидеть этот масштабный театральный пробег?

Эти две театральные сенсации абсолютно разные, разные театральные подходы, разные интерпретации. Короткие рассказы и смешные рассказы брусникинцев на пустой сцене в кафе или здании бывшей мануфактуры, или сложный “Берег утопии” в настоящем театре с ложей, биноклями и буфетом. Но есть в одно, что сближает их – интерес к русской истории.

После этих спектаклей хочется читать и узнавать историю своей страны. И совсем не обязательно доставать школьные учебники или искать лекции из университета. Чтобы история стала ближе, иногда достаточно просто купить билет в театр.

Читайте также