410
0

С чего начать знакомство с театром?

Опубликовано: 16 марта 2016

Поход в театр становится все более изысканным развлечением – или способом хорошо провести свидание. Драматическое искусство – это именно искусство со своим собственным языком, а не способ буквального копирования реальности, поэтому о поступках героев не стоит судить с житейских позиций – скорее, к этому повествованию нужно относиться как к целостному рассказу, который отвечает вашим внутренним сомнениям и поискам – или совсем нет.

Что же делать, если хочется стать заядлым театралом? Конечно, прежде всего, смотреть – только так можно понять, действительно ли вас это интересует. Можно попробовать разные жанры – балет, оперу, музыкальную комедию, драму. И кстати, оперу и балет дают не только в Большом и Мариинке – есть немало других мест, например, Геликон Опера или театр музыкальной комедии им. Станиславского и Немировича-Данченко в Москве или Санкт-Петербург опера. В других городах оперные театры нередко имеют в своем репертуаре что-нибудь действительно интересное – это как бы культурная визитная карточка.

Что делать, если хочется стать заядлым театралом? Конечно, смотреть!

Первое знакомство с классическими театральными постановками вроде “Пигмалиона” или чеховских пьес (их пять, и каждая из них – это довольно небольшой текст, который можно прочесть за два вечера и отчетливо себе представить, чтобы потом сравнить с театральным воплощением) может захватить вас или показаться невыносимо скучным, так что при выборе спектакля не обязательно останавливаться на классических постановках – иногда лучше выбрать что-то совсем не знакомое, но с ироничным названием вроде Загадочное ночное убийство собаки (репертуар “Современника”) или “Синие розы” (питерский “Театр на Фонтанке”). Неплохо бы понимать, что вы смотрите – комедию или трагедию (вдруг сегодня вам совершенно не подходят заостренные наивно-фарсовые шутки или печальное горьковское “На дне”).

Театральный репертуар огромен и нередко совершенно новые постановки могут открыть что-то неожиданное у любимого автора –  Диккенса, Набокова или Платонова, или же обнаружить какие-нибудь совершенно новые имена, вроде Эрдмана или Ионеско, так что интерес к театральным постановкам может пробудить и интерес к хорошей литературе – или наоборот стать его продолжением.

После просмотра всего подряд или чего-то выборочного, можно начать думать о том, что бы вам было интересно увидеть на сцене и начать ходить на постановки, которые понравились вам в виде текстов: например, много где ставят Булгакова, Пушкина, Метерлинка с его знаменитой “Синей птицей” (обычно это спектакли из репертуара для юношества, но Электротеатр “Станиславский” вывел его в совершенно иную плоскость). Поставить Хармса или Бродского отважится не каждый театр – но увидеть это в любом случае стоит, если их авторские стили нравятся вам: у Гоголь-центра есть сюрреалистическое попурри под названием “Хармс. Мыр“, у “Современника” – занятный спектакль “Горбунов и Горчаков” по небольшой поэме Бродского).

Итак, если ваш зрительско-читательский опыт уже накоплен, и сценические постановки по-прежнему увлекают вас, вы можете начать читать тексты о театре, которые объяснят вам важные закономерности и подскажут, что еще стоит увидеть.

Большой мыслитель XX века Ролан Барт написал легко читающееся эссе “О театре”, в котором разобрал способы повествования, категорически заявив, что ставить под одной крышей и Теофиля Готье, и Бертольда Брехта по меньшей мере странно – иначе говоря, в своем тексте Барт попытался провести черту между классическим театром и новой драматургией, которая, как и все искусство XX века, существенно отличается от предыдущих эпох.

Реформатор русского театра К.С. Станиславский оставил по себе огромное множество текстов, и если “Работа актера над собой в творческом процессе воплощения” и “Этика” – это, в общем, тексты профессиональные, то Моя жизнь в искусстве и “Искусство представления” могут оказаться весьма интересными – и объяснить зрителю некоторые моменты в русской театральной традиции.

Если закапываться совсем далеко и вставать на стезю театроведческую, можно открыть “Жизнь драмы” Эрика Бентли или  “Очерки истории драмы XX века”, написанные Б.И. Зингерманом, чтобы понять, кто такие были Ибсен, Стриндберг и Пиранделло для театра и откуда взялась вся эта новая драма, которую сегодня авангардные постановки уже вовсю переосмысляют.

Можно читать книги, написанные актерами – тут жанры колеблются от мемуаров и наборов фразеологизмов (которыми, например, полно наследие Фаины Раневской) до почти философских трактатов, похожих на те, что оставил французский актер Антонен Арто  (см. “Театр и его двойник”). Можно читать и просто художественные тексты, коллизия которых построена вокруг театра – например, знаменитый роман Моэма “Театр” или маленький рассказ Теофиля Готье “Два актера на одну роль”.

Театр – озорная и свободная штука, и свои отношения с ним можно строить весьма вольно. Можно иногда добавлять игровое начало в свою жизнь – серьезно штудируя теоретические тексты, беззаботно глядя на сцену, актерствуя в своей собственной жизни.

Понравилась статья? Поделись ей!

Читайте также

141
0

Где искать вдохновение в Петербурге?

122
0

8 фильмов о сильных женщинах

152
0

Стиль Нью-Йорка

112
0

Что к чему? Корректор и консилер

Комментарии

Войти через социальные сети:



Случайный пост