«Red Bull Изнанка» – экспериментальный хореографический спектакль
Анна Дельцова, соавтор и актер спектакля «Red Bull Изнанка» о выражении себя и нарушениях ПДД ради общего дела

Карьера

Я начала танцевать в 12 лет, сначала это было скорее хобби: занималась всего 2 раза в неделю, не рассчитывая на что-то большее. Но с 16 лет танцы стали моей основной работой.

Мне очень повезло, что тогда меня поддержали родители. Они были за все мои танцевальные начинания и радовались, что у меня все получается.

Было тяжело выбрать, куда поступать. Логично было бы пойти на хореографический факультет, но что-то меня останавливало. Я тогда как раз записалась на хореографические подготовительные курсы, где оказалось много классического и народного танца. За полтора месяца занятий я поняла, что не хочу потратить пять лет только на академические направления. Ведь мне всегда было интересно экспериментировать, выходить за рамки обыденного.

На мое счастье, в институте открылась другая специальность с танцевальным уклоном – продюсирование и постановка пластико-хореографических программ. Конечно, танцевать там не учили, зато вложили в нас азы режиссуры, актерского мастерства и продюсирования. В итоге я “догнала двух зайцев” – и получила образование, и занималась своим творчеством.

Уличная культура

Я считаю себя танцором уличной культуры. Уличные стили – это танцы, рожденные вне стен зала – хип-хоп, локинг, брейкинг, крамп. Сейчас мне интересны хип-хоп импровизация и экспериментальный танец. Именно экспериментальным танцем на базе уличных стилей мы занимаемся с командой последние несколько лет.

Экспериментальный танец – это выражение себя. Во время постановок мы стараемся быть вне стиля. Точнее не стараемся, так выходит. Одно движение может быть с техникой из уличного танца, а где-то ты можешь потянуть носок. Это идет изнутри. Получается синтез разных технических моментов, последовательность которых ты не можешь объяснить и запланировать.

Сейчас меня занимает развитие импровизации в своем танце. Этому я уделяю больше всего внимания, придумываю тренинги на развитие воображения для себя и своих учеников. И очень люблю постановку экспериментальной хореографии. Вот такой парадокс: я занимаюсь хип-хопом, а хип-хоп хореографию делать не люблю. Правда, приходится иногда, но только для учеников, чтобы они не зацикливались на одном и были универсальными.

Школа

Наша школа держится на учениках, которые знают нас как команду уличного экспериментального танца. Так что к нам редко заходят просто так, с улицы. В основном идут за конкретными вещами: хотят понять себя, выразить себя в танце.

Наши ученики участвуют в отчетных концертах, которые мы иногда делаем в виде спектаклей, где происходит дикое смешение стилей.
В нашей школе есть свобода. В некоторых школах обучают с целью выхода на сцену, в некоторых – с целью участия в баттлах, у нас же – синтез. Мы не разделяем баттлы и выступления на сцене. Наверное, эго мешает нам отказаться от чего-то и полностью посвятить себя чему-то конкретному.

У нас нет дополнительных людей, коммерческих директоров, менеджеров. Все должности распределены между собой. Например, Женя делает афиши, видео, трейлеры, сам снимает фото и видео для нас. Аня Ковтун занимается поиском мест, локаций, я отвечаю за организацию репетиций, плюс хорошо удаются публикации в наши аккаунты, Игорь Лидер пишет песни. Он писал треки для школы и лагеря и в добавок круто рисует. В общем, каждый из нас занят тем, что умеет. Школе это, конечно, мешает в плане заработка – если с головой уходишь в творчество, материальная составляющая страдает.

Команда

Команда образовалась в 2008 году в сентябре. Это была случайность: я стала связующим звеном между старыми и новыми друзьями. Мы объединились для одного выступления и вовсе не собирались создавать команду. Однако оно произвело невероятный фурор. И мы решили остаться таким составом и что-то делать дальше. Сначала это было второстепенно – у всех работа, дела. Но по мере того, как мы стали набирать популярность, у нас появлялось все больше предложений, мы стали развивать свои проекты. И это «необязательное времяпрепровождение» переросло в нечто большее – совместное творчество, которое перетекло в спектакль.

Мысли о спектакле

Мы команда уличной культуры, всегда выступали на конкурсах, где нас оценивали. Но с каждым номером идеи становились все “бредовее” – их было тяжело судить. Мы все больше уходили в необычные мизансцены, актерское мастерство. Нам захотелось делать какие-то вещи вне правил конкурсов. Например, паузу не 3 секунды, как разрешено, а 30. Когда танцор просто посмотрит в зал, а зритель для себя что-то в этом найдет. Мы стали вставлять элементы, не ориентируясь на судей, и поняли, что становимся не форматом. Нас не могли нормально оценивать. Наши идеи, их воплощение, восхищали всех, при этом нас было практически невозможно сравнить с остальными командами.

Одним из таких конкурсов стал конкурс Dance Delight в Париже в 2013 году. Тогда после нашего выступления зал аплодировал стоя. Согласитесь, когда слышишь такую реакцию, то чувствуешь, что это первое место. А в итоге мы не заняли вообще ничего! Помню, как всей командой шли по ночному Парижу, в полной тишине – мы были в недоумении.

С другой стороны, эта поездка дала нам нечто иное – в зале были организаторы других фестивалей, и они пригласили нас к себе в качестве гостей. Так что мы ещё два раза со своими постановками были во Франции.

В общем, это был знак – мы поняли, что нужно делать что-то другое.

Одним из последних конкурсов был Red Bull Beat Battle (2013), где мы заняли первое место. Меня тогда определили председателем жюри для региональных отборочных в следующем году. Вышло это случайно – меня просто выхватили из команды и сказали: “Давай ты будешь председателем жюри!”

Одним из кураторов проекта была Оля Нелюбина (представитель Red Bull). Однажды мы вместе ждали рейс, и я просто начала рассуждать вслух, что, дескать, в России уличный танец совсем не поддерживают, а во Франции, например, государство выделяет хорошие средства на развитие танца, что мы хотим сделать спектакль и так далее.

И тут Оля говорит: “А крутая идея! Давайте попробуем сделать что-то подобное!” Я была удивлена – я не боюсь высказывать свои идеи в присутствии кого-то, и это обычно очень вдохновенно и искренне, но это же был обычный разговор! Но, как оказалось, Олю это зацепило.

Началось все с того, что мы набросали примерную концепцию спектакля. Это были метафоры, образы: что-то необычное, со странными декорациями, о жизни человека, но без конкретики. Это заинтересовало головной офис Red Bull в Австрии. Затем нас попросили создать уже конкретную концепцию, и тогда у нас начался мозговой штурм.

Мы хотели показать, что творится в голове человека. Сначала мы планировали сделать спектакль о том, как рождается творчество. Но в итоге за полтора года проект изменил концепцию – мы решили остановиться на показе того, что происходит в голове у человека, который в чём-то в своей жизни запутался. Не он отвечает за свои действия, а обстоятельства вынуждают его действовать определенным образом.

В спектакле нет главного героя. Героев много, но все они – единый внутренний мир человека.

И самое интересное – через год после утверждения концепции мы увидели трейлер мультфильма “Головоломка”. Иногда нас спрашивают: “А вы что, взяли идею из этого мультика?” На самом деле, как вы поняли, нет. А вообще, для нашего времени это вполне нормальная ситуация, когда разным людям в самых разных точках планеты приходят одинаковые идеи. А воплощают они их по-разному.

У нас с “Головоломкой” большая разница – там каждый герой отвечал за определённое чувство, у нас история про атмосферу и состояние человека. Мы как каша, заполнившая человеческий мозг, которая не даёт ему сделать правильный выбор.

Мы как каша, заполнившая человеческий мозг, которая не даёт ему сделать правильный выбор

Я бы назвала наш проект пластическим спектаклем – физическим театром. В нем нет слов, но назвать его танцевальным шоу было бы неправильно. Мысли и идеи высказываются телом, это не просто красивые и сложные движения под музыку.

Наша цель – вложить в проект все, что мы считаем верным, и не ориентироваться на ожидания. Потому что были зрители, которые ждали грандиозного танцевального шоу, а увидели нечто большее. Пластический театр – это что-то очень особенное, где иногда даже танца бывает слишком много.

У нас очень красивая музыка – авторская. Мы создавали ее долго, непросто и интересно. Мы давали композитору, нашему другу Сергею Лурану, референсы – даже не всегда музыкальные. Помню, мы говорили: “Вот здесь должен быть трек, чтобы все заплакали!” И все! И действительно, благодаря композитору в спектакле появился трек, даже два, на котором всем хочется плакать.

Название

Называется спектакль “Red Bull Изнанка”, потому что, как вы уже поняли, Red Bull помог нам воплотить нашу мечту. Это одна из “фишек” этой компании. Все их мероприятия и проекты идут с приставкой Red Bull. “Red Bull Flying Bach”, “Red Bull Flying Illusion”.

И мы не стали исключением  – третий в мире спектакль от Red Bull. Они полностью занимались организационными моментами, а мы были идейными вдохновителями, хореографами, режиссерами, сценаристами.

Гастроли

Гастроли в этом году пройдут в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Воронеже, Ростове-на-Дону и Екатеринбурге. В прошлом году все спектакли были аншлаговые.

Разница в восприятии зрителей в разных городах чувствуется. Экспериментальный театр – вещь специфическая, всем не угодишь. В одном городе, например, ты чувствуешь отклик зрителя с первой секунды выхода на сцену – и это заряжает тебя еще больше, а в другом – люди начинают реагировать ближе к середине спектакля.

Нас отлично встретили в Питере, Ростове-на-Дону – там вообще наши друзья-танцоры выбежали на сцену в конце спектакля – в уличных танцах это принято.

Мы подали пример для уличных танцевальных команд, показали, что можно выйти на классическую театральную сцену.

Неожиданности

Дело было в Воронеже, если не ошибаюсь. Получилось так, что у двоих участников спектакля отменили рейс, и их приезд был под большим вопросом.

Мы в спешке стали придумывать какие-то ходы, кто, за кого и что выучит. Но когда стали на репетиции пробовать все это, поняли, что получается полный ужас! В итоге наши ребята не стали ждать следующий рейс, а сели в машину и ехали из Москвы 120 км/ч, а то и больше, на протяжении часов 5-6 без остановки.

Начали гримироваться в машине и вбежали в театр уже минут через 5 после назначенного начала! В такие моменты понимаешь, что все просто обязано получиться.

Но это, конечно, страшно – ситуация невероятно стрессовая – ты где-то чуть сбавил скорость, и все! Опоздал и всех подвел!

Роли и импровизация

Роли были распределены интуитивно, “вышли из жизни”. Мы шли от своих характеров, так что не пришлось придумывать что-то специально. У нас есть “ворчун”, который пытается поставить героев на место, есть “меланхолик” и так далее.

В спектакле, разумеется, есть импровизационные моменты, как в непредвиденных ситуациях, так и в запланированных. Есть четко поставленная хореография, от которой ты не можешь отойти, а есть не столь обязательная. Ты можешь выполнить что-то не так, как было задумано, изменить жест, но от этого смысл не изменится.

Есть в спектакле сцена без музыки – “Игра”. Хореографии там нет, ты сам придумываешь что-то для своего партнера, от чего его реакция меняется, и получается новый итог.

Лагерь и фестиваль

Танцевальные лагеря – очень популярная штука. Мы открыли первый лагерь в 2008 году. А в начале января ездили 11-й раз. Так что мы уже профи в организации танцевальных лагерей.

Итак, танцевальный лагерь, что это? Представьте, 7-10 дней полного погружения в атмосферу танца, мастер-классы с утра до вечера, тренинги, конкурсы. Полная свобода действий: импровизационные перфомансы, фильм внутри лагеря, клипы – все, что угодно

К нам едут за реальными эмоциями. В лагере нет Wi-Fi, телевизоров, магазинов. Ещё и в этом он экспериментальный – люди погружаются в атмосферу, выходят из информационного потока и просто работают над собой. Часто мы приглашаем других педагогов, не из нашей команды. Так мы тоже учимся.

Наши ученики – ребята и девчонки от 16 до 35 лет из самых разных городов. Обычно приезжает около 100 человек, из них только 40% – москвичи.

У нас также есть свой фестиваль – фестиваль экспериментального танца «Ключи». Он пройдет в 12 марта в третий раз. Фестиваль организован для людей, которые хотят показать себя на сцене, возможно, в чем-то посоревноваться, но не хотят ограничивать себя одним форматом. Поэтому мы и назвали наш фестиваль экспериментальным – мы даем людям делать все, что они хотят. И, честно говоря, некоторые постановки поражают, потому что в них и танца-то как такового нет.

Некоторые команды из-за нашего фестиваля сделали большой шаг вперед. Все очень стараются нас удивить.

Планы

У нас сейчас несколько проектов: школа, лагерь экспериментального танца, фестиваль экспериментального танца “Ключи” и размышления над новым спектаклем. А еще мы отдохнули, полны сил и готовы дорабатывать спектакль. Сцены, декорации, костюмы – ждите улучшений!

Мы вообще хотим двигаться в сторону театральных постановок – хочется быть не просто командой уличного танца, а интересной театральной компанией.

Также мы занялись популяризацией уличной техники танца в России, в театральном плане. Многие команды в России делают интересные вещи, но не делают шагов в нужном направлении. И фестиваль как раз помогает им понять, в какую сторону двигаться, кем вдохновиться.

Читайте также