МСК2048
Создатели спектакля-квеста «МСК2048» Станислав Акимов и Александр Балаба о зрителях, внештатных ситуациях и ролевых параметрах

Начало

Мы начинали в компании “Клаустрофобия” с простых квестов. Логичным продолжением оказался формат, в котором люди не просто решают головоломки или пытаются выбраться из комнаты, а попадают в другой мир, где могут взаимодействовать с персонажами, примерять различные роли. Иными словами, полноценно существовать в этом мире.

Обычно квест – комната на четверых с набором загадок. Нам же хотелось придумать формат с другой механикой взаимодействия и для большего количества людей. Рассматривая различные варианты, мы захотели сделать город с возможностью свободного перемещения.

Название и тематика

Мы делали отечественный постапокалипсис, отсюда и первая часть – “МСК”.

В названии, конечно, есть отсылки к “Метро 2033”, но это не копирование. Такое название сразу объясняет, что это за проект и какая в нем атмосфера.

Нам вообще близок этот жанр. До “МСК2048” у нас были квесты со схожей темой: советский “Бункер”, “Убежище 13” по вселенной Fallout.

К тому же при выборе тематики мы опирались на компьютерные ролевые игры – так проще объяснять, что мы за проект.

Квест в театре

“МСК2048” – иммерсивный спектакль-квест.

Что такое иммерсивность? Это свойство определенной среды, которая определяется возможностями к вовлечению субъекта в систему отношений.

Сейчас в Москве всё чаще появляются иммерсивные спектакли. Однако в рамках этих проектов люди просто перемещаются по пространству и наблюдают за зацикленной игрой актёров.

Мы же единственные, кто действительно вовлекает игроков в процесс, делая их основными действующими лицами, а не просто зрителями.

Какое-то время мы пытались находиться в одной нише с театральными проектами, но поняли, что это не наше.

Мы не позиционируем себя как высокое искусство, мы – добротное развлечение!

С театральной аудиторией довольно сложно работать. К тому же она не так велика, а это коммерчески не выгодно.

Идеи и изменения

Изначально мы хотели перенести механику ролевой игры в реальность. Подобная структура предполагает множество параметров: валюта, здоровье, сила, выносливость.

На деле оказалось, что двухчасовой формат не позволяет людям глубоко погрузиться в механику игры и разобраться в ней, соответственно они не могут ловко оперировать этими понятиями. Поэтому со временем мы упразднили большую часть ролевых параметров, сделав ставку на общение и «отыгрыш» роли.

Сейчас люди вживаются в роль, общаются друг с другом и с актерами, пытаются использовать различные коммуникационные навыки для решения игровых задач.

Мы отказались от идей, которые в теории казались многообещающими, а на практике не сработали. Например, была идея сделать задание с рациями, чтобы игроки, выполняя некую миссию, постоянно были на связи друг с другом и координировали сами себя. Но это не сработало: чтобы научиться нормально пользоваться рацией, необходимо потратить какое-то время. И в нашем игровом формате это оказалось невозможно.

А еще изначально у нас была идея с бонусами. Люди зарабатывают внутри проекта деньги и получают возможность после игры что-то купить на них в нашем баре. Мы видели это как некое приятное дополнение к игре. Но так сложилось, что многие игроки посчитали этот бонус основной целью. Они приходили, чтобы заработать как можно больше и разорить наш бар. Нам показалось это странным, и эта функция осталась только для VIP-игроков.

Наш проект постоянно развивается, и то, что было месяц назад, отличается от того, что есть сейчас: добавляются новые сюжеты, оттачиваются существующие. “МСК2048” – живой мир, который не стоит на месте.

Неожиданности

У нас есть разветвленное древо инструкций для возможных вариантов несценарного развития игры. Наши актеры обучены реагировать на различные внештатные ситуации.

Однако в большинстве случаев люди ведут себя довольно предсказуемо, и, если есть отклонения от сюжета, их легко выправить и вернуть постановку в нужное русло.

Хотя бывают исключения. Как-то раз в игре участвовал Алексей Навальный со своей командой. Они понимали друг друга с полуслова. Нам тогда нелегко пришлось – все наши заготовленные провокации, отлаженные и всегда срабатывающие, сбоили. Команда предугадывала их, брала инициативу в свои руки и не отпускала до конца игры.

А еще недавно в игре участвовало сообщество любителей постапокалипсиса After Us. Они серьезно готовятся к играм, приходят в своих костюмах. И ведут себя специфически – напоминают панк-рокеров.

В игре есть задание, где нужно отвлечь охранника. И обычно игроки говорят: “Там заложена бомба, идите – посмотрите!” – а охранник может этому поверить или нет. А тут девушка подбегает к охраннику и задирает футболку! Он стоит и не знает, как на это реагировать. А за спиной у него в это время игроки делают то, что им нужно.

Отзывы

Мы постоянно получаем отзывы от игроков. У нас есть специальный человек, который отслеживает фидбэк по всем каналам и сводит все в одну таблицу, которую мы раз в неделю разбираем.

Если похожих отзывов много, это повод задуматься. Не каждое предложение, конечно, вводится в игру. Однако, поскольку проект коммерческий, было бы странно не учитывать пожелания людей, которые покупают билеты.

Подбор актеров

У нас серьезный подбор актеров. Все они – действующие театральные артисты. В некоторых перфомансах в Москве, не принадлежащих “Клаустрофобии”, разумеется, можно попасть на “актеров”, которые просто так названы. Чаще всего это знакомые организаторов.

Наши актеры имеют образование, обладают опытом игры в театре. В “МСК2048” серьезные требования, и все им соответствуют.

Если человек подошел на роль, с ним проводят пару игр, смотрят, не теряется ли он, может ли управлять группами. В нашем проекте каждый актер, кроме охранников, – это наставник. Соответственно, он должен уметь управлять потоками людей.

Главная проблема в подборе актеров заключается в том, что хорошо играть могут многие, а импровизировать способны гораздо меньше. А быть при этом еще и лидером и соблюдать тайминг – таких единицы. Бывает, что актеры просто забывают о времени, а у нас нельзя этого допускать, поскольку сценарий рассчитан по минутам.

Аудитория и деньги

Основная аудитория – простые люди, которые хотят необычно развлечься. Есть некое ядро – люди 20-35 лет, но мы нацелены на максимально широкий круг.

Проект, безусловно, коммерчески выгоден. Вопрос в том, как быстро вы хотите вернуть свои инвестиции. Если быстро – это не для вас.

Стоит отметить, что существующий формат заточен в том числе на корпоративные заказы. И сейчас мы стараемся делать акцент на них. Это действительно хорошее и достаточно удобное решение для компаний, которые хотят нестандартно отметить торжество.

Планы

Следующим этапом станут города, в которых можно будет жить. Играть в какую-то большую версию того, что существует сейчас.

А сейчас планируем основательно разобраться с “МСК2048”, ввести еще ряд постановок на основе этой вселенной.

Для нас этот проект – этап творческого роста. Это не рутинный бизнес, а все-таки творчество.

Читайте также