Фонд Бельканто
Татьяна Ланская о фонде Бельканто, 50 концертах в год и "внезапном" Рождестве

Благотворительный фонд “Бельканто” — общественная организация, занимающаяся поддержкой уникальных культурных проектов, организацией концертов классической музыки, фестивалей, оперных спектаклей. Он содействует развитию музыкальной культуры.

Мы пообщались с худруком фонда Татьяной Ланской о том, как проходят музыкальные фестивали, почему музыкантам обычно не дают играть то, что они хотят (но только не на концертах фонда) и многом другом!

Татьяна Ланская

Художественный руководитель

Благотворительного фонда “Бельканто”

Фонд и концерты

Фонд возник 11 лет назад. Причина проста: мы хотели делать интересные и не совсем традиционные в филармоническом понимании концерты.

Кстати, уже 20 апреля 2017 года пройдет 5000-ый концерт! Выходит, что у нас порядка 50-60 концертов в месяц. А это очень много для подобного рода мероприятий.

Концерты разные. Первой возникла необычная постановка оперы Моцарта “Заида” с режиссурой Романа Виктюка. Это был фестиваль “Музыка в изгнании”, посвященный художникам тоталитарного режима. Фестиваль проходил около 6 лет. Мы одновременно открывались в лютеранском, православном, католическом соборах и в синагоге, а также в разных посольствах. Разнообразие площадок объяснялось просто – во многих странах художники подвергались гонениям в силу того или иного режима власти, и мы хотели об этом рассказать.

Когда мы начинали, одним из основных направлений было органное. А органы, в основном, находятся в соборах – по крайне мере, самые аутентичные. Первый собор, в котором прошел наш концерт – Собор Святого Людовика. Там мы провели несколько совместных российско-французских проектов. И современных, и первую постановку оперы Дебюсси “Желтая принцесса”. Мы также почти первые начали создавать музыкальные проекты в сочетании с живописью и мультимедиа.

Благотворительность и работа с детьми

К нам на концерт приходят представители минимум 15 разных организаций. И список их пополняется. Это замечательно, что мы можем дарить радость стольким людям!

У нас много интерактивных мероприятий и мастер-классов. Например, японский театр теней, Страна Барабания со всеми барабанами мира, джазовые мастер-классы, интерактивы с этническими инструментами и прочие.

Сейчас есть любопытный интерактив: перед концертами с детскими сказками дети создают мультик, пластилиновый, рисованный или из аппликаций. И пока они смотрят сказку, выходит фильм, который они создали сами. Первый в их жизни собственный мультфильм.

А еще на концертах мы дарим малышам книги о котенке Бельканто. И детишки радуются, и мы вносим лепту в их культурное образование.

Постановки и карьера

Постановками концертов занимаюсь я. И мне кажется, все было бы гораздо сложнее, если бы я не была певицей. Все стало проще, поскольку, вращаясь в этой сфере, я легко могу найти необходимого для нашего концерта человека, например, на собственных гастролях. А когда вы коллеги, естественно, ваш собеседник легче откликнется и пойдет на контакт.

Кстати, так и возник наш первый фестиваль “Музыка в изгнании”. Ведь музыканты тоже люди и хотят играть определенные вещи, которые нравятся им самим, но которые не пользуются спросом у организаторов концертов. А тут – полная свобода творчества! Еще и 50 концертов в году.

Проекты

Мы поддерживаем развитие музыкальной культуры в целом. А в проекты приглашаем самых разных молодых исполнителей, которые делают первые шаги. Причем это не только классические исполнители и музыканты, но и панк, фолк, этно-группы.

Все это мы смешиваем с классикой, и получаются очень интересные вещи. Например, “World Music” в Кафедральном Соборе. В этом проекте происходит невероятное сплетение органа и этнических инструментов.

Неожиданности

У нас постоянно происходят курьезные случаи. И все разные! Каждый концерт неповторим и в любой момент может произойти что угодно.

На одном из первых концертов в Соборе Петра и Павла не было отопления, а их орган был крайне чувствителен к холоду. И во время концерта подряд выключались регистры. Приходилось как-то маневрировать.

Играл тогда прекрасный органист, и он, что интересно, в своё время по состоянию здоровья не смог стать летчиком, хотя всю жизнь об этом мечтал. После того концерта он сказал, что чувствовал себя за штурвалом падающего самолета.

Сначала мы, конечно, паниковали и переживали над каждым неприятным случаем. Например, как-то на 7 января у нас был запланирован концерт-закрытие фестиваля в Пушкинском музее. Этот фестиваль также носит “подназвание” “От Рождества до Рождества” – открывается в католическое Рождество 25 декабря, а закрывается в православное – 7-го. На это мероприятие съезжаются именитые музыканты со всего мира. Представьте только, чтобы сыграть одно-единственное произведение!

На это мероприятие съезжаются именитые музыканты со всего мира. Представьте только, чтобы сыграть одно-единственное произведение!

Сколько хлопот: гостиницы, билеты, у всех своё расписание. И тут звонит руководство музея и говорит: “Вы знаете, оказывается, 7 января – это Рождество!” Мы просто опешили. Пытались объяснить, что уже 2000 лет ничего не менялось, дату никто и никогда не переносил, и неожиданности в этом не должно было быть. К счастью, все состоялось.

Такое происходит постоянно, и теперь мы готовы к этому.

Работа, рост и продвижение

У нас открываются новые филиалы: в Петербурге, Москве. В течение двух месяцев откроется более 20!

Есть люди, которые занимаются площадками – поиском, переговорами с ними, проблемами. Занимаемся SMM, SEO, PR – в общем, все как в обычной фирме.

Что касается рекламы и откликов, то после каждого концерта мы раздаём листочки отзывов. И несколько наших сотрудников анализируют все это.

Но самая действенная реклама, на мой взгляд, это сарафанное радио – приходят от родителей, родственников, друзей, коллег.

Планы

С этого лета мы впервые собираемся заняться программами на открытом воздухе. Мы же все акустические, независимо от жанра. И до этого момента очень боялись открытых площадок, потому что чаще всего из-за этого страдает качество. А для нас самое главное, чтобы все прошло максимально профессионально! Но мы очень постараемся провести все идеально.

На фестивале 22 марта будет “Ночь блогеров” – более сотни блогеров с больше чем 1 миллионом подписчиков! Мы поучим их играть на органе, затем пройдет репетиция к концерту “Звучащие полотна” с произведениями Марка Шагала – они попробуют воссоздать его работы.

Мы никогда раньше не сотрудничали с блогерами, и это не правильно. Ведь если у аудитории есть высокая степень доверия к этим персонам, мы считаем, что было бы глупо с ними не работать.

Затем «Ночь в музее» – у нас будет 25 площадок. Сейчас в Соборе Петра и Павла устанавливается орган. И в Петербурге будем открываться в Новой Голландии – а это почти уличный формат.

У нас также много проектов связанных с хореографией. Это звучащие полотна Дега, делаем также серию с произведениями Рериха, начиная с классического танца в духе Айседоры Дункан, заканчивая “Шамбалой” с индийскими танцовщицами.

Сейчас мы строим новый инструмент, надеемся, к лету его завершить. Это система сэмплов, куда записываются все самые знаменитые инструменты в мире. Единственное, что невозможно сделать, это в течение одного концерта послушать на нем несколько разных органов. Такая смесь истории и новых технологий. В общем, мы не стоим на месте!

Выиграй 2 билета на концерт "Шедевры мировой киномузыки"!

Подробности в нашей группе во Вконтакте