Экранизации Шекспира

К классическим сюжетам и прецедентам можно возвращаться на протяжении всей жизни. Есть ли в литературе что-то более классическое, чем тексты Шекспира? Комедии и трагедии, написанные поэтическим языком в эпоху английского Ренессанса, и спустя четыре века понятны нам – и весьма увлекательны. Прочесть всего Шекспира – серьезная задача на всю жизнь, но ведь можно не только читать его тексты, но и смотреть их экранизации, сделанные разными странами в разные времена. Мы предлагаем подборку фильмов, основанных на шекспировских сюжетах – и посвящаем ее всем англоманам.

“Отелло”

режиссер Сергей Юткевич, СССР, 1955

 

Академичный фильм, снятый в СССР – цветной, с долгими планами и очевидной, но мастерски выполненной бутафорией, стоит посмотреть хотя бы ради того, чтобы представлять, каким был советский кинематограф в середине века.

В роли обманутого мавра – Сергей Бондарчук в темном гриме, в роли Дездемоны – белокурая Ирина Скобцева. Стильный голубо-красный колорит картины делает каждый его кадр изумительно приятным для глаза. Режиссерская работа была отмечена каннской пальмовой ветвью в 1956 году.

“Гамлет”

режиссер Григорий Козинцев, СССР, 1964

 

Еще одна советская экранизация – на этот раз черно-белая. Трагедия о датском принце – сыне покойного и племяннике властвующего короля, ищущего отмщения за смерть своего отца – самая длинная пьеса Шекспира. Текст фильма основан на переводе Бориса Пастернака. В роли Гамлета – сдержанный Иннокентий Смоктуновский, в роли Офелии – Анастасия Вертинская. Мы часто говорим о величии русского кинематографа и русской актерской школы,  «Гамлет» – прекрасный образец того и другого. Фильм был удостоен специального приза Венецианского кинофестиваля. Кстати, в хорошо знакомом нам «Берегись автомобиля», снятом на два года позже, Юрий Деточкин (Смоктуновский), занимается театральной самодеятельностью – и репетирует роль Гамлета: это очевидная отсылка к фильму Григория Козинцева.

“Ромео и Джульетта”

режиссер Франко Дзеффирелли

Италия, Великобритания, 1968

 

История любви двух влюбленных, Ромео Монтекки и Джульетты Капулетти, принадлежащих к враждующим кланам, поставлена Дзеффирелли с большим озорством: трепетная Джульетта, разудалая Кормилица, блистательный Меркуцио, прекрасные танцы на площади и утреннее прощание под великолепную музыку Нино Роты – из всего этого сложилась одна из самых крупных и знаменитых экранизаций истории о двух влюбленных.

“Ран”

режиссер Акиро Куросава, Япония, 1985

 

Костюмированная историческая драма рассказывает историю падения восточного короля и представляет собой интерпретацию Шекспировской трагедии «Король Лир». Самурайская драма с долгими моментами тишины считается одним из самых красивых фильмов знаменитого Куросавы и наглядно демонстрирует, каким может быть культурное взаимопроникновение востока и запада.

“Влюбленный Шекспир”

режиссер Джон Мэдден

Великобритания, США, 1998

 

Искрометный и увлекательный фильм изображает Шекспира, живущего в средневековом Лондоне и работающего над своими «Ромео и Джульеттой». Старая и набеленная королева Елизавета, прекрасная молодая возлюбленная, театр, которому нужны изменения, потасовки в кабачках – и конечно, поэзия. Фильм снят в легком тоне, подобном шекспировским комедиям. Это один из самых оскароносных фильмов в истории – количество номинаций и полученных побед у него какое-то астрономическое, но самое главное – его приятно смотреть.

“Венецианский купец”

режиссер Майкл Редфорт

Великобритания, Италия, 2004

 

Занимательная коллизия этой шекспировской комедии построена на социальном расслоении, которое было свойственно всей средневековой Европе, где евреям позволялось жить в городах и вести профессиональную деятельность в определенных областях – например, быть ростовщиками, но необходимо было носить красные береты как знак своей принадлежности к иудейской вере. Дочь венецианского купца-иудея влюбляется в аристократа-христианина – и конфликт мировоззрений как будто неизбежен. Две главных мужских роли принадлежат Аль Пачино и Джереми Айронсу, разыгрывающих противоборство двух хитрецов. Роковые страсти, разворачивающиеся на фоне Венеции, разворачиваются по-голливудски – непросто, но счастливо.

“Буря”

режиссер Джули Тэймор, США, 2010

 

Одна из последних пьес Шекспира создана в жанре трагикомедии: смешное переплетается с грустным, но конец у истории счастливый. Сюжет «Бури» по-настоящему сказочный: здесь есть волшебники, духи и дикарь Калибан. Американский фильм представляет эту историю в несколько переработанном виде, но разница фабул компенсируется великолепными костюмами.

Сегодня английские театры продолжают ставить Шекспира – иногда в классических вариантах, иногда со смелыми интерпретациями. Русский зритель имеет возможность увидеть эти постановки благодаря кинотеатральному проекту Theatrehd: на экранах кинотеатров во многих городах демонстрируются знаменитые театральные постановки, и в преддверии четырехсотлетнего юбилея со дня смерти Шекспира новый сезон проекта посвящен его наследию. Особенно интересными кажутся «Гамлет» с Бенедиктом Камбербэтчем, «Кориолан» с Томом Хидлстоном и Марком Гэттисом, «Двенадцатая ночь» со Стивеном Фраем и «Как вам это понравится» с великолепной Джуди Денч (начальницей Бонда, совсем недавно ушедшей в отставку).

Читайте также