Диана Арбус: по ту сторону эстетики

После фантасмагоричной экранизации по мотивам жизни Дианы Арбус “Мех”, в 2006 г., её имя вновь стало достоянием поп-культуры. При ее упоминании невольно всплывает фотография двух девочек-близняшек в черных платьях. И есть нечто жутковато-прекрасное в этих черно-белых мирах, среди простых вещей – удивительное.

Диана родилась в 1953 г., в состоятельной еврейской семье Немеровых, держащей магазин мехов. Девочка ни в чем не нуждалась и ни в чем не знала отказа, не считая скудного внимания со стороны родителей. В семье было трое детей – сестра Рене и брат Говард. И за каждым приглядывала личная гувернантка.

В 18 лет, против воли родителей, Диана вышла замуж за молодого, несостоятельного фотографа Алана Арбуса. Супруги открыли собственную фотостудию. Техническими вопросами занимался супруг: проявкой, светом и прочими тонкостями. Диана же играла роль идейного вдохновителя.

Вскоре выяснилось, что их взгляды на творчество в корне разнятся: что нравилось и привлекало Диану – отторгал Алан. Идеи девушки казались излишне новаторскими в век четко выверенных схем съемки и постановки кадра. Диане нравились эксперименты, Алан же был консерватором.

В конечном счете, разногласия привели к закрытию студии. И девушка занялась индивидуальными проектами. Спустя некоторое время супруги расторгли брак, оставшись хорошими друзьями.

Можно сказать, на характерный почерк, прославивший Диану Арбус, повлияло её знакомство с Лизетт Модел. Она занималась социальной фотографией.

Снимки были далеки от студийных шаблонов, в них била жизнь.

С того самого момента Диана начала активно развивать свой собственный стиль. Ей нравилось работать на контрастах, подбирать интересных персонажей для съемок. Модели с обложек казались кукольными и пресными, им не хватало человечности. Красота, в понимании фотографа, не ограничивалась глянцем.

Главными героями фотографий Арбус стали маргинальные элементы: проститутки, бродяги, уличные артисты, циркачи. Люди с физическими недостатками. Арбус рисовала иной, сюрреалистичный мир, где обитали невиданные карлики и великаны, где шла та же жизнь, но под другим углом. Обратная сторона медали идеальной, вычищенной до блеска, американской мечты. Реальность отличалась от картинок на упаковках с хлопьями.

Перед началом съемки Диана непременно общалась с будущими героями фотографий. Слушала их истории. Она старалась запечатлеть не картинку, не образ, а суть человека.

Несмотря на громкий успех и популярность, Диана Арбус оставалась закрыта для публики. Её жизнь и внутренние терзания были овеяны множеством домыслов. Сама Лизетт Модел подозревала у неё наличие шизофрении. Резкие смены настроений и затяжные депрессии мешали нормальной жизни и творчеству. В зените славы, 26 июня 1971 года, Диана Арбус покончила с собой.

Читайте также